08 Дек 2018

Чем будет украшать ёлку Баба Яга? Как превратить шуточный вопрос в приключение и в развивающее занятие

Новогодний и Рождественский адвент-календарь от Little Fellow. День 2.

Чем будет украшать елку Баба Яга? Задайте этот вопрос детям!

Журналистка и мама Наталья Калашникова утверждает, что из этого вопроса может получиться не только веселое семейное развлечение, но и отличное развивающее занятие для детей. И рассказывает о том, как она занималась со своей дочкой, зацепившись за вопрос о новогодней елочке Бабы Яги.

 

Шаг к исследовательской деятельности

Позвольте детям фантазировать, фонтанировать идеями, спорить об идеях! Спрашивайте, почему Баба Яга будет украшать ёлку именно мухоморами и косточками? Мухоморы и косточки — вариант моей дочери. Мухоморы яркие, а косточки, потому что Баба Яга ест детей.

Год назад, когда я первый раз задала дочке этот вопрос, она сказала, что снежками. Тогда же я говорила о ёлке Бабя Яги и с детьми своих подруг.

Некоторые дети считают, что баба Яга вообще не будет украшать ёлку, она же «плохая» и «злая». Но большинство все же думает, что будет: не только мухоморами, но и шишками, светящимися болотными гнилушками, яблоками, грушами, черепушками (не путать с черепашками), игрушечными ступками и метелками, тараканами и снегирями.

Воображение — это основа будущей способности к исследовательской деятельности (ТРИЗ-педагоги здесь есть? подтвердите!), чудеса и сказки — отличный путь развития воображения.

 

Навыки поиска ответов на вопросы и вообще умения видеть вопросы

-Дочка, а ты знаешь, что ёлка и мухомор — исконные атрибуты празднования Зимнего Солнцеворота в северном шаманизме?

-Нееет! — Распахивает глазищи. — А что такое Солнцеворот и шаманизм?

Пошли гуглить шаманизм (заодно прокачиваем навыки поиска информации в мире, где рулит SEO), говорим о верованиях разных народов и о привязке верований к силам природы и природным циклам. Возвращаемся к Солнцевороту, говорим о солнцестояниях, берем глобус, носим его вокруг Солнца — включенного торшера, который вытащили в центр комнаты.

Дальше вокруг торшера уже ходит мама-Солнце, а вокруг нее бегает дочка-Луна, смеемся, падаем на диван. Обнимаемся, встаем, идем пить чай, печенье по случайности оказывается в форме грибочков, с помощью клубничного варенья и творога превращаем грибы в мухоморы. Рассказываю о лечебных свойствах мухоморов, любуюсь изумлением на лице ребенка. Потом довольная и напитанная маминой любовью девочка идет играть в свои игры, а я сажусь писать этот рассказ.

 

Домашние уроки по школьным предметам и кое-что еще

О чем мы еще говорили, обсуждая то, как будет украшать ёлку Баба Яга.

  1. Вспомнили, в каких сказках есть Баба Яга. Но как базовую сказку про Бабу Ягу приняли “Гуси-лебеди”.

Кстати, а вы можете перечислить сказки про Бабу Ягу?

  1. Перечитали “Гуси-лебеди”.
    — Мася, как ты думаешь, почему сказка про Бабу Ягу, а начинается со слов “Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький”? Если про Бабу Ягу, то, наверно, и начинаться должна с Бабы Яги?

И начали мы сочинять…

«Жила-была Баба Яга. Жила она в глухом дремучем лесу в избушке на курьих ножках. И были у бабы Яги гуси-лебеди…»

Придумаете продолжение?

Что дает такая игра? Она стимулирует ребенка запоминать текст, возвращаться к нему, составлять рассказ, следуя сюжету сказки. И ясно и связно говорить, разумеется. Конечно, девочке самой было трудновато, но вдвоем мы справились.

  1. Мы обсудили, что такое глухой дремучий лес. Почему глухой? Почему дремучий? Где растут такие леса? Да, конечно, давай посмотрим карту. Что растет в таких лесах? Кто живет в таких лесах, кроме Бабы Яги и леших?
  2. Разобрались с тем, что такое нечистая сила. Почему нечистая? Они что, все злые?
  3. Посмотрели советский мультфильм “Гуси-лебеди”, обратили внимание на то, как меняется лес по мере продвижения девочки вглубь леса.

Рекомендую, посмотрите с детьми, как изменяется лес! Даже если вы не произнесете слово “киноязык”, вы покажете ребенку, как интересно в мультиках обращать внимание не только на приключения.

  1. Порассуждали о том, как устроен быт у Бабы Яги. Поговорили о дереве как о строительном материале, посмотрели в сети красивые фотографии бревенчатых домов. Послушали, развесив уши, как мама, когда была маленькая, спала у бабушки в деревне на русской печке :-). Обсудили, что Баба Яга ест, кроме детей, которых ей приносят Гуси-лебеди. Что в лесу вообще есть съедобное? А как это можно заготовить на зиму? Варенье из ягод — хорошо, но где Баба Яга сахар брала? Думаешь, выменивала у людей за ягоды? Так люди же ее боялись! (Про то, что сахар был почти на вес золота у крестьян, я говорить дочке не стала, мала еще.) Медом заливала? Вариант. Кстати, а как еще можно заготовить ягоды на зиму? А грибы?

***

Конечно, все это случилось не в один вечер. Это длилось несколько месяцев. Дочка говорила: “Мама, а давай поиграем в Бабу Ягу”? И мы начинали разговор… Сколько за это время мы нарисовали “Баб Яг”, сколько вылепили из пластилина! Сколько сочинили сказок про нее! Разбуди меня ночью, я могла наизусть отбарабанить “Жила-была Бабя Яга”, и так в нескольких вариантах.

 

Но сколько же всего мы в это время изучили!

Мы еще считали, сколько в сказке “Гуси-лебеди” персонажей! И кто вообще такие персонажи, чем они отличаются от главных героев.

И разыгрывали сказку не раз. Когда мне надоело быть попеременно печкой, яблонькой, речкой, которые прячут девочку, я стала учить дочку саму изображать печку, яблоньку и речку — так, как бы она это делала, если бы играла в театре роль печки, яблоньки и речки. Тут и выяснилось, что дочка любит роли активных девочек, спасающих мир, а быть пассивной, хоть и волшебной помощницей ей не очень интересно. Вполне себе достойная ролевая модель.

 

Новый год и Рождество — время чудес. Возможны самые необычные превращения. Превратите себя и детей в сказочников, а сказки — в метод познания мира. Поверьте, это здорово!

 

Всего комментариев: 1
Войдите: