13 Мар 2017

Почему отучать ребенка от подгузников нужно вовремя?

Отказ от подгузников и приучение ребенка к горшку — непростая задача для всех родителей малышей. Давайте разберемся с этой темой с точки зрения психики ребенка.

Однажды, путешествуя по Марокко, мы проезжали мимо огромной фуры с рекламой памперсов различных размеров для возраста от 0 до 5 лет. Наш друг, 25-летний марокканец, с гордостью заявил, что он из богатой семьи, и его родители могли себе позволить покупать ему памперсы до 5 лет.

Отказ от подгузников и приучение ребенка к горшку — непростая задача для всех родителей малышей. А также это — темы многочисленных родительских споров: одни уверены, что надо “обучать” малыша с первых месяцев жизни, подолгу зависая с ним над раковиной, другие считают, что всему свое время, и терпеливо ждут, когда ребенок освоит горшок сам. Давайте разберемся с этой темой с точки зрения психики ребенка.

Ребенок до года не может научиться ходить на горшок: до этого возраста у него попросту не работают сфинктеры (от др.-греч. σφιγκτήρ от σφίγγω — «сжимаю») — клапанные устройства в организме, регулирующие переход содержимого из одного органа в другой (или из одной части трубчатого органа в другую), и он не чувствует наполняемость прямой кишки и мочевого пузыря. Когда мы говорим, что сфинктеры не работают, мы понимаем под этим, что еще не созрели участки головного мозга, которые отвечают за эту функцию. Конечно, ребенка можно знакомить с горшком до года, но требовать от него выполнения туалетных функций не стоит. Так же, как вы, например, не станете учить трехмесячного младенца ходить, потому что знаете, что это невозможно.

В возрасте от 12 до 18 месяцев сфинктеры начинают работать. Это первое, что ребенок учится контролировать. Взрослый человек контролирует свою жизнь, не замечая этого — и контроль дает нам спокойствие. Мы тревожимся, когда что-то выходит из-под нашего управления: когда задерживается транспорт, когда дети становятся подростками, и мы не знаем, что у них в голове, когда близкие не отвечают на звонки. Человеку за рулем всегда спокойней, чем его пассажиру, потому что ему кажется, что он контролирует ситуацию. Если сфинктеры уже начинают работать, а ребенок в подгузнике, то навык не формируется в соответствии с возрастом. Скорее всего, это не приведет к отрицательным последствиям, все будет хорошо, но по статистике, в более позднем возрасте приучение к горшку происходит сложнее.

До распространения одноразовых подгузников этот процесс происходил несколько иначе. Подгузники были марлевые. Если ребенок мокрый, мама должна его перепеленать или переодеть. Как правило, матери в процессе разговаривают с ребенком. Ребенок воспринимает эмоцию, тембр голоса, потом слова. Это помогает ребенку осознать связь в происходящем. Благодаря такому общению происходит формирование рефлекса на правильное поведение, подкрепленное положительными эмоциями матери. Важную роль в процессе приучения ребенка к туалету играет и дискомфорт, который ребенок испытывает от мокрых штанишек. Штанишки мокрые — мама говорит. Посадили на горшок — мама говорит, это может быть просто «пи-пи» — у многих семей свой «птичий» язык. После года, когда мама видит, что ребенок мокрый, то может мягко проявлять недовольство, но без агрессии. Ребенок все равно в этом возрасте все делает только для мамы и ради нее. Малыш начинает связывать события и реакцию мамы. Успели посадить на горшок — хвалим. Формирование рефлекса в мозге ребенка происходит не быстро, маме необходимо терпение. А если ребенок в одноразовом памперсе, такое постоянное “туалетное общение” невозможно. Кроме того, в памперсе “полезного” дискомфорта, как в мокрых штанишках, ребенок не ощущает. Одноразовые подгузники очень удобны для родителей, но в них ребенок не осознает того, что под этими подгузниками происходит.

При приучении ребенка к горшку очень важно вот что: ребенок должен понять, для чего это нужно (контролировать испражнения, оставаться сухим, благодаря пользованию горшком). Дети развиваются через интернализацию — это процесс, посредством которого аспекты внешнего мира присваиваются личностью. Часто молодые мамы рассказывают, что дети не отпускают их отлучиться даже в туалет — может быть, для кого-то это покажется не очень этичным, но это тоже знание о жизни для ребенка. Уединяться можно начинать, когда ребенок чуть-чуть подрастет. В советских яслях проблем с горшком не было: все сели, все сидят. Даже старые фотографии были такие.

Для развития ребенка 12-18 месяцев это достижение удивительно — впервые он может решать: делать или не делать. Он также может, например, сидеть на горшке 10 минут, встать и описаться — ему очень интересна реакция мамы. Это возраст, когда он может «выяснять» отношения с мамой. Поэтому в этот период от родителей требуется максимум терпения и доброжелательности. Важно хвалить ребенка и показывать, что вы гордитесь им. Мы хотим, чтобы наши дети вырастали самостоятельными, но вряд ли кто-то размышлял об этом, одевая ребенка в памперсы дольше, чем это необходимо.

Уверенность — это качество человека, которое начинает формироваться очень рано. Мне кажется, для ребенка знание о том, сухие штанишки или мокрые — и это зависит от тебя, намного важнее, чем нотации родителей в подростковом возрасте. Конечно, холодное время года — не лучшее время для отучения ребенка от подгузников, и если вы на прогулке зимой, то с подгузником гораздо проще и спокойнее, но постарайтесь по возможности надевать его как можно реже, когда находитесь дома.

Случаи из практики

Ко мне обратилась красивая молодая женщина, кандидат медицинских наук. У нее была фобия (навязчивый страх, не поддающийся объяснению): она боялась описаться, хотя ни разу в жизни с ней этого не происходило. Она знала все туалеты в городе по дороге от дома до работы. Она была измучена этим страхом. Врачи никакой патологии не нашли.

Мы выяснили, что на самом деле, у нее не было знания о контроле за сфинктером. Причиной было подсознательное желание оставаться ребенком.

Обратился молодой человек, который не мог ходить в туалет нигде, кроме как у себя дома. Он должен был сбегать из бара, где сидел с друзьями, или с работы, потому что не мог сходить в туалет там. Кроме того, он вообще не мог мочиться стоя.

В ходе терапии мы выяснили, что причиной его проблемы послужило то, что в детстве мама всегда караулила его у туалета, объясняя это тем, что в квартире кроме них жила другая семья.

 

Марина Боронникова, психотерапевт, психоаналитик.

Над материалом работала Ирина Корнеевская.

 

Всего комментариев: 0
Войдите: