14 Июл 2016

Альтернативное образование. Взгляд дилетанта.

Вы уже задумывались о том, какой формат образования подходит Вашему ребенку? Как правильно сориентироваться в многообразии систем обучения и выбрать то, что позволит развить природные качества ребенка? Хотим поделиться своим видением решения этих вопросов, и возможно это позволит Вам выработать свой подход. В любом случае мы решаем общую глобальную задачу, которая позволит вырастить достойное поколение, способное гармонично развиваться и совершенствовать мир вокруг себя.

Для начала считаю необходимым представиться. Меня зовут Мария, мне 35 лет и я мама 2 дочек. Для меня всегда было важно участвовать в процессе взросления моих детей. Когда они были маленькими, я считала своей задачей вовлечь детей в бытовые процессы и творческие занятия. Я старалась показать им как можно больше интересных вещей и многообразие этого мира. Мне важно было показать, какие существуют инструменты познания, через какие предметы и занятия можно познакомиться со всеми аспектами жизнедеятельности человека. На этом этапе было не принципиально выявить предрасположенность ребенка к какой-то определенной профессии. Я понимала, что сейчас это не имеет смысла. Когда моя старшая дочь начала подрастать, то меня стал интересовать вопрос выбора формы образования, и я стала интересоваться, какие формы обучения существуют.

В этой статье мне хотелось бы поделиться своим мнением о роли родителя в выборе системы образования для своего ребенка.

photo-1464958674501-4dc3d73d8f46

Я не претендую на роль профессионала и уверена, что у многих будет свой взгляд на этот вопрос, но, надеюсь, что мой опыт, возможно, поможет тем, кто еще сомневается и размышляет на эту тему, кто еще в поиске, или пока только задумывается о будущем своего ребенка.

На мой взгляд, все предлагаемые форматы обучения можно разделить на 3 группы: первая – это традиционное школьное обучение, вторая группа – обучение по программам, альтернативным традиционной школьной программе, и третья группа – это домашнее обучение. Я попробую остановиться на каждой из них и объяснить свое отношение и опыт взаимодействия с данными системами обучения.

photo-1461344577544-4e5dc9487184

Традиционное школьное обучение сейчас принято ругать, я же постараюсь воздержаться от этого. Общеобразовательные учреждения ориентируются на средний уровень способностей ученика и предлагают стандартный процесс обучения, где вовлеченность родителей в учебный процесс необходима, так как большинство детей просто не успевают усваивать необходимый объем материала в заданные сроки. Но если Вы выработаете подход к обучению в данной системе, то все, что было перечислено выше, не станет для Вас источником стресса и не создаст для ребенка сложностей в обучении. Нужно просто сразу понять, что бороться с системой бесполезно и не конструктивно. Это то же самое, что бороться с «ветряными мельницами». Прежде всего, Вы должны ориентироваться на своего ребенка, так как Вы лучше всего его знаете. Не нужно требовать от него отличных результатов, начальная школа – это время исследований и экспериментов. Ваша задача — вовлечь свое чадо в учебный процесс, показать, как интересно познавать мир, какие существуют инструменты и методы познания. Ваша цель научить ребенка учиться и общаться. Пусть он познает мир и учится в том темпе, в котором ему комфортно и интересно. Если Вам удалось определить на этапе начальной школы предпочтения своего ребенка, старайтесь развивать его в этом направлении. Можно посещать дополнительные занятия факультативно, можно ходить в интересные места на данную тему. Стимулируйте в ребенке интерес к новым знаниям. Если Вы пока не определились с предрасположенностью, нет причин расстраиваться. Это лишь повод искать еще и предлагать ребенку новые сферы знаний, наблюдать и исследовать. До момента выбора Вуза Ваш ребенок еще сможет сориентироваться и выбрать ту специальность, которой он будет с удовольствием заниматься всю жизнь.

Второй путь обучения — выбор альтернативной программы. Этот путь, наверное, больше подходит для тех, кто уже примерно знает особенности своего ребенка и считает, что он понял замысел природы. Тем не менее, шанс ошибиться есть. На мой взгляд, если нет точного понимания, куда двигаться дальше, важно научить ребенка правильно подходить к решению задач. Это поможет выстроить подход к изучению любого предмета в будущем, и в этом смысле, конечно, хороша математика. Станет Ваш ребенок в будущем математиком или физиком — не имеет значения, но структура мышления позволит ему быстро найти самый эффективный путь к изучению материала и овладению новым знанием.

photo-1456735190827-d1262f71b8a3

Третий вариант обучения – домашнее обучение. Это, на мой взгляд, самый сложный выбор, не только потому, что нужно создать систему мотивации для себя и ребенка, но и решить вопрос социализации в обществе. Здесь важно не совершить ошибку в поиске аргументов. Нам часто кажется, что выбирая данный вариант, мы тем самым оберегаем наших детей от негативных факторов, связанных с тем, что предлагает нам общество. Но важно помнить, что ребенок в будущем не избежит столкновений с реальностью. Задача родителей не только в том, чтобы защитить, а научить защищаться, уметь распознавать негативные последствия, и принимать правильные и адекватные решения.

photo-1440942574812-185bf7cf6c49

В завершение хотела бы сказать, что любая система обучения, которую Вы выберете, сможет стать успешной для ребенка, если подойти к выбору творчески и внимательно, учитывая особенности восприятия ребенком внешнего мира, характер его внутреннего мира. Важно, чтобы учебный процесс был интересным и захватывающим, чтобы он позволял ребенку задавать вопросы и искать ответы, чтобы Вы могли управлять этим процессом и подстраивать его под свои задачи. Для осознанного родителя, готового учиться вместе с ребенком, для которого важно деликатно помогать, не заставляя, этот процесс тоже будет увлекательным. Ведь создавать, комбинировать, исследовать и искать новые подходы интересно в любом возрасте. Желаю Вам приятного путешествия в сложном и разнообразном мире образовательных программ!

Всегда открыта для общения и дискуссии, Мария М.

Всего комментариев: 0
Войдите: