15 Дек 2018

Кухонная математика: печем кекс и учим деление

Как учить детей математике во время самых обычных домашних дел

Непринужденная уютная обстановка, любимые люди в роли учителей, цель, далекая от “правильно сосчитать клеточки в тетради, решить задачу”, и вкусный результат — идеальная обстановка для домашнего урока.

В новой серии “Кухонная математика”  журналистка и мама Наталья Калашникова будет рассказывать, как они с 6-летней дочкой изучают математику на кухне!

Первая история — о том, как они изучали деление и пекли кекс.

Мы с Масей любим печь вместе. Наша обычная выпечка — разнообразные кексы, шарлотка, творожная запеканка, блины (тоже разные).

В этот раз Мася попросила:

  • Давай испечем кекс, как мы ели в гостях? Он был такой вкусный и мягкий!
  • Но он был очень большой, нам с тобой столько не надо!
  • Давай испечем маленький!
  • А как? Рецепт на большой кекс!
  • Мама, ты опять придумываешь мне задачу? Ты хочешь, чтобы я сама придумала, как сделать маленький кекс?
  • Ты права, моя хорошая, хочу.
  • Ну ладно, давай позанимаемся твоей математикой!

Рецепт (записала по телефону за хозяйкой дома, где были в гостях и ели кекс):

  • сливочное масло — 1 пачка (200 г)
  • яйца — 4 шт.
  • сахар — 1,5 стакана
  • кефир — 1 стакан
  • мука — 3 стакана
  • разрыхлитель — 2 пачки по 11 г
  • ванильный сахар — 1 ч. ложка
  • соль — большая щепотка

 

Первой идеей Маси было просто разделить тесто пополам: половину испечь, а вторую поставить в холодильник и испечь завтра. Я на это не согласилась. Это хороший вариант, но все же не самый лучший. А как сделать так, чтобы сразу делать меньше теста?

  • Мама, прочитай мне рецепт еще раз!

Читаю.

  • Мама, а что если положить всего меньше?
  • Отличная идея! А сколько надо всего положить, чтобы было меньше?
  • Так, мама, дай мне большое блюдо и нашу форму. Кекс в гостях был на большом блюде. Наша форма меньше, — кладет форму на блюдо, смотрит. Потом смотрит растерянно. — Я не знаю…
  • Может, попробуем сделать наш кекс вдвое меньше, чем тот?
  • Вдвое меньше — это как будто половинка того кекса? Давай! А как?

 

Снова читаем рецепт. Мася начинает доставать на стол ингридиенты.

Пачка сливочного масла. Смотрит на нее, на меня, ищет на моем лице подсказку. Подаю ей нож. Ставит нож на середину пачки, смотрит на меня. Я киваю. Полпачки масла отправляется в микроволновку на режим разморозки — растапливаться.

Достает 4 яйца, пытается сразу разбить их в миску, останавливаю ее. Смотрит, перекладывает. Жду, пока она сообразит, что не обязательно делить пополам каждое яйцо. Но терпения не хватает:

  • Сколько у нас яиц?
  • Четыре.
  • А сколько нам надо?

Молчит. Показываю ей 4 пальца. Смеется, ловко делит 4 пальца на две части (повдоль, то есть 2+2), проделывает то же самое с яйцами. Довольна.

С кефиром все прошло легко. Полстакана — это понятно. Вода, чай, молоко, соки, какао пьются каждый день, и полстакана — это уже навык, доведенный до автоматизма. А вот разделить 1,5 стакана сахара было сложнее. Разрешила ей высыпать полтора стакана сахара в миску и опытным путем определить, сколько будет половина. Понадобились несколько стаканов и маркеры, чтобы отмечать уровень сахара в стаканах (хотя я подозреваю, что девочке просто понравилось пересыпать сахар и рисовать полоски на стаканах). Опытным путем пришли к тому, что 1,5 стакана — это три раза по полстакана, перепроверили это волшебство несколько раз. А дальше — уже один шаг до верного решения (разделить пополам осталось только полстакана, а это уже просто).

После этого три стакана муки разделили пополам вообще без проблем: 1 + 1 + два раза по полстакана. Я специально записала это цифрами и с плюсиками. В каком классе на математике появляются многочлены?

Маленькие дети очень конкретные и телесные. Чтобы что-то усвоить, им надо это пропустить через себя, через свое тело, потрогать, переложить. И так много раз. Если бы я сразу сказала дочке, что надо делить цифры из рецепта, мы бы справились быстрее. Делить цифры она относительно умеет. Но я хотела, чтобы она пришла к этому сама. И она догадалась. И радовалась этой оптимизации процесса. Люблю, когда она радуется своим успехам.

Она спросила:

  • Мама, а как бы ты делала? Ты же не делила бы стаканы муки? Ты же сразу бы насыпала, сколько надо? — (Отлично, дочка, делать так, как делает мама, — один из действенных способов освоения мира. Да, обратите внимание, она не спрашивала меня, как сделать, она уточняла, верно ли она поняла, что я бы делала так? Просить о помощи — тоже очень важный навык, но он у нас хорошо освоен, а вот поиск самостоятельных решений — это то, что я старательно развиваю в ребенке.)
  • Да, я бы сразу насыпала полтора стакана.

Отвернулась, что-то считает на пальцах.

  • Мама, а разделить пополам и разделить на две части — это одно и то же?

 

Нам, взрослым, с нашими навыками счета, давно доведенными до автоматизма, может быть трудно представить, как этот автоматизм приходит, сколько “подходов” и повторов нужно сделать, сколько вариантов действия попробовать, чтобы навык перестал даже замечаться.

Конечно, если давать детям уже готовую информацию, они усвоят ее. Раньше или позже почти все начинают считать, осваивают не только элементарные арифметические операции, успешно применяют их в повседневной жизни.

Но сколько детей в школе с отчаянием говорит “зачем мне эта математика!”, считают математику скучной или относятся к ней как к прописям, только с циферками. А заучивание наизусть состава числа и таблица умножения, сколько из-за этого переживаний! Трудности возникают потому, что дети не всегда понимают суть арифметических операций, и математика для них — нечто, совершенно не имеющее отношения к жизни.

Мы изучаем математику через жизнь — через нашу обычную повседневную жизнь.

А еще мне очень нравится наблюдать радость открытия и радость достижения на лице дочки, когда она думает, старается, пытается понять — и понимает! Именно поэтому я взращиваю в себе терпение и даю ей время и возможность самой найти вариант решения задачи. И это получается ее собственная победа. Она чувствует себя большой и сильной, потому что теперь ей дается то, что умеют ее самые главные взрослые — мама и папа.

А кекс получился вкусный и нужного нам размера.

 

Советы родителям:

  1. Запаситесь терпением!
  2. Запаситесь временем!
  3. Если терпение вам отказывает, налейте себе чаю или умойтесь прохладной водой.
  4. Отнеситесь к уроку как к игре, это помогает не напрягаться.
  5. Если ребенок не хочет учить деление или ему надоело на середине процесса, просто спокойно допекайте кекс. Это не школьная обязаловка. И это не страшно.
  6. Не забывайте о позитивном подкреплении. Радуйтесь, когда ребенок понимает и у ребенка получается. Обязательно скажите, что кекс получился такой вкусный, потому что пекли его вместе.

Автор: Наталья Калашникова

Всего комментариев: 0
Войдите: