29 Июн 2016

Территория свободного знания.

| вне коробки | – необычный проект. Он появился из острого чувства несправедливости,
а название – из фразы “thinking outside the box”, то есть «мыслить шире», вне коробки.

Говорят, одна и та же идея не приходит к двум разным людям, но мы готовы с этим поспорить. «Мы» – Карина и Лена – познакомились в магистратуре Вышки. Вскоре выяснилось, что мифическим образом мы совпадаем во взглядах, эмоциях, стремлениях и уже созрели для того, чтобы менять мир к лучшему. Так однажды, засмотревшись на самозабвенно игравшую с маминым платком маленькую девочку, мы решили, что хотим создавать проект для детей. Первым шагом на пути к открытию стал поиск ответа на болезненный вопрос: «Почему у всех детей, переступивших порог школы, постепенно исчезает увлеченность миром?»

IMG_2948

Зимой мы работали над концепцией проекта, оформляли идеи и задумки в курсы, искали просторные помещения и собирали вокруг себя единомышленников. Проблема в том, что курсов «по возвращению детям и подросткам желания изучать мир во всём его многообразии» раньше никогда не было. Согласитесь, «мотивировать школьников к обучению» и «вдохновлять на изучение мира» – разные цели. Мы отказались от формата тренингов. Если относиться к детям и родителям как к клиентам и откликаться на запрос образовательного рынка, обещая вернуть детям хорошую успеваемость, использовать на занятиях планшеты для лучшей мотивации и рассказывать об «уникальном курсе с авторскими методиками», то можно начать очень хорошо зарабатывать, но в то же время предать мечту.

Название проекта | вне коробки | появилось из английской идиомы “thinking outside the box”, то есть мыслить шире, «думать вне коробки». Мы сделали акцент на самостоятельном, осознанном обучении. Но имеет ли смысл говорить о сознательности в столь юном возрасте? Уверены, что это необходимо. Раз она приходит с опытом и формированием картины мира, следовательно, нужно дать шанс школьникам посмотреть на старые школьные предметы новыми глазами, сформировать свое собственное видение, дать шанс стать первооткрывателями и убедить, что они способны научиться всему. Можно найти блестящего репетитора, выбрать лучшую школу, использовать новейшие технологии, но без активного участия и желания студента развиваться, без уважения к нему как к самодостаточной личности, никакое обучение не принесет пользы.

В группе мы выступаем в роли кураторов, а не преподавателей: провоцируем желание меняться, формируем уверенность в своих силах, учим расти на ошибках, менять отношение к оценкам, подбираем интересные задания по «скучным» предметам и приходим на помощь, как Чип и Дейл. Пока мы работаем с тремя группами: 4 – 6, 7 – 8 и 9 – 10 класс. В жестких школьных структурах необходимо учиться… учиться сохранять свою идентичность, сознательно развиваться, восстанавливать когнитивные ресурсы, следить за своим телом, уметь полноценно отдыхать. Это огромное поле для исследования, которое мы обрабатываем, пропалываем и удобряем неустанно, засучив рукава.

Забавных историй у проекта множество, но сегодня мы расскажем только об одной. Однажды мы спросили у ребят, кого они ожидали увидеть, когда пришли на курсы. В ответах мы предстали в образе учительницы преклонного возраста, менторским тоном рассказывающей о правилах успешной учебы, а еще в виде брутального мужчины с бородой и в татуировках. Второй вариант предложили, конечно, девочки. Появление двух молодых девушек, говорящих с ними на одном языке, для ребят стало сюрпризом, а для нас возможностью разрушить глухую стену, стоящую между учителем и учениками.

IMG_2931

Есть хорошая картинка, где в слове «желай» первая буква меняется на «д». Делать – это единственный способ перестать бояться, обижаться на государство и сетовать на судьбу. Как говорил главный герой книги «Пролетая над гнездом кукушки»: «Я хотя бы попытался». Договориться с собой всегда проще, чем рискнуть изменить ситуацию так, как просит сердце.

Конечно, лучше работать вдвоем, вдохновляя и поддерживая друг друга. Найдите человека, резонирующего с вами своим внутренним миром, меняйтесь и меняйте мир!

Ваши,

Лена и Карина

Над материалом работала Анна Горбенко.

Всего комментариев: 0
Войдите: